Арьядева

Буддийский центр Арьядевы

Фонд поддержания Махаянской традиции (ФПМТ)

Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо и Лама Сопа Ринпоче
Архив новостей Регистрация Наши учителя Буддийские ссылки Помощь нам Контакты

Для слушателей курса геше Джампы по «Четырем сотням строф» Арьядевы - Подборка материалов по древнеиндийским школам

Хотя геше-ла постоянно подчеркивает в лекциях, что в учении Арьядевы речь идет о наших собственных концепциях «Я» или личности, что цель этого учения, как и всех подлинных буддийских учений, состоит в том, чтобы человеку обнаружить в самом себе «корень» сансары и научиться выкорчевать его, тем не менее в своем конкретном анализе воззрений о «Я» Арьядева обсуждает взгляды философских школ Древней Индии. Поэтому мы, слушатели, можем испытывать неуверенность в понимании, когда мы не имеем представлений об этих школах.

Вместе с тем – ведь и идеи древнеиндийских школ не что другое, как разные виды попыток человека объяснить себе в доступной для ума картине, что такое наша личность в мире и каковы закономерности мира и мышления. И, что важно, в центре этих размышлений стояла проблема «Я».

И возможно, читая о представлениях древних индийцев, мы увидим, как соотносятся с ними наши собственные представления (но вот каковы они? – наши реальные, не просто проговариваемые, но глубоко внутри коренящиеся представления? – вот в чем вопрос! Вот что надо разобрать с самими собой, усмотреть в себе и «вытащить» из глубины).

Чувствуя как переводчик наши затруднения, вызванные отсутствием достаточного знакомства с древнеиндийскими школами, я сделала эту схематическую подборку
материалов по информации, содержащейся в И-нете. Надеюсь, она будет вам как-то полезна.

М.К.



Схематическое представление основных философских школ Древней Индии (с которыми полемизировал Арьядева в «Четырех сотнях строф»)


Концепт Атмана в Древней Индии

АТМАН (atman – САМ, сам себя, собою) – одно из базовых понятий религиозной доктрины религии Древней Индии брахманизма (позднее индуизма). Это истинное Я, абсолютный СУБЪЕКТ, не могущий быть объектом (как индивидуальное Я, так и абсолютное, универсальное Я).

Самопознание, или познание атмана, согласно брахманизму, приводит к освобождению от сансары (мокша, нирвана, мукти).

Понятие Атмана становится центральным в Упанишадах, где атман рассматривается как

1) Абсолютный субъект всех психических состояний, остающийся их неизменным свидетелем ( «не то, что видит глаз, а то, что видит глазом»); отличный от тела, от эмоций, чувств, мышления и т.д. (ведь «Я чувствую», «МОИ чувства, тело» и т.д.)

2) Единое для все существ вечное Я, тождественное абсолютной первосубстанции – Брахману как высшей реальности (в «великих речениях» Упанишад: «Я есмь Брахман»).

3) Высшее божественное Я отождествляемое с личным Богом — Творцом (Ишвара), являющимся как параматман (высший атман) источником и создателем как мира, так и индивидуальных атманов, отличных от него.


ШЕСТЬ КРУПНЕЙШИХ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ

Шесть крупнейших систем шад-даршана (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) составили философское обоснование индуизма, в рамках их возникли затем еще целый ряд школ. Эти системы, которые сформировались в первых столетиях н. э.на основе идей и понятий древних текстов брахманизма – Вед, затем непрерывно развивались. Их общая черта - стремление найти путь освобождения (мукти) из пут кармы и цепи перерождений.


Школа САНКХЬЯ

По-видимому, старейшая из всех философских систем индуизма. (Из эпосов и других многочисленных источников можно заключить, что санкхья уже примерно в III в. до н. э. была самостоятельным учением). В источниках раннего периода санкхья называется учением о том, что "основа мира есть нечто, что лишено сознания".
Базовые тексты - Трактат Ишваракришны (IV в. н. э.)

Основные идеи:
первичная материальная первопричина мира - Пракрити (материя, природа), которая сначала существовала в аморфной, нерасчлененной форме, а ее превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осуществилось под влиянием трех элементов - «качеств» (гуна): раджас (стремление), тамас (тьма) и саттва (ясность). В каждой вещи преобладает один из трех элементов: в вещах, связанных с красотой, мудростью, - саттва, во всем пассивном, ограниченном, темном - тамас, во всем активном и агрессивном - раджас.

Наряду с пракрити существует абсолютная душа (или «существо», «индивид» - Пуруша), независимая от материальной первопричины. Ее нельзя рассмотреть, обнаружить, хотя она присутствует во всех вещах и существах.

При соединении пракрити и пуруши (природы и духа) возникает 25 мировых начал, или принципов (таттва): 8 модифицируемых [начал}; 16 модификаций; Пуруша.
8 модифицируемых [начал}: Непроявленное, Интеллект, Эготизм, 5 танматр (букв: «очерчивание Того» - 5 типов материальности или свойств объектов, соответствующих пяти органам чувств и связанных с пятью первоэлементами пространства, воздуха, огня, воды и земли).

Непроявленное не проявляется - не фиксируется слухом и прочими органами чувств; обладающее способностью порождения, не состоящее из частей, единственное как всеобщее.

Интеллект - то решение, посредством чего [дается] определение о вещах: «это есть то, а не другое».

Эготизм — это примысливание-себя: Я - в звуке, я - в осязании, я - в форме, я - во вкусе, Я - в запахе, я - господин, я - богатый, я - владыка, Я - вкуситель, я добродетелен; мною сраженный, он убит, Я [сам] буду убит … и т.д.

5 танматр — это то, что следует за Эготизмом. Танматры звука, осязаемости, формы, вкуса, запаха. Танматры звука воспринимаются только посредством [конкретных] звуков. Через дифференциацию звука воспринимаются такие [его разновидности], как высокий, низкий, смешанный, - и т.п. (синонимы [слова “танматры” следующие:] “породители материальных элементов”, “атомы”)

16 модификаций -
11 индрий - источников [действий] : 5 индрий восприятия — ухо, кожа, глаза, язык, нос. 5 индрий действия — гортань, руки, ноги, органы испражнения и размножения, они осуществляют действия речи, работы, ходьбы, испражнения, наслаждения. Ум, осуществляющий решения и сомнения.

5 материальных элементов — земля, вода, огонь, ветер.

Пуруша — безначальный, тонкий (нет частей и [он] за пределами [досягаемости] чувств), вездесущий, сознание (испытывает счастье, несчастья, омрачения), без-качественный (в нем нет трех гун), вечный, созерцатель, “вкушающий”-переживающий [счастье и несчастье], бездействующий, “познающий поле”, незагрязненный (отсутствуют благие и неблагие действия), [ничего] не порождающий. Его синонимы: “Атман” (Я), “Человек”, “Брахман”, “Жизненный ветер”, “Нерожденный”, “Который”, “Кто?”, “Тот”, “Этот” и т.д.

Действия производятся по порядку гунами Пракрити, Атман, ослепленный Эготизмом, думает: “Я — деятель”. Безначальный и безгунный, неизменный высший Атман, даже пребывая в теле… не действует и не “связывается”. … Именно Пракрита всячески осуществляет действия — Кто видит Атмана бездействующим, тот [действительно] видит. Спрашивается также: Пуруша один или [их] много? На это ответ: множественность Пуруши [следует] из разнообразия в [распределенности] счастья… Если бы Пуруша был один, то при счастье одного все были бы счастливы…

Учители санкхьи начиная с Капилы, Асури, Панчашикхи и Патанджали, характеризуют множественность Пуруши, а учители веданты, начиная с Харихары, Хирань-ягарбхи, Вьясы, характеризуют Атмана как единого. (по пер. В. Шохина из «TATTBA-CAMACA КРАМА-ДИПИКА (ТАТТВА-САМАСА-СУТРА-ВРИТТИ»)
Все направления санкхьи рассматривали АТМАН как начало, тождественное чистому субстратному сознанию.


Школа ЙОГА

Акцент на исследование психологических категорий и на практическое психологическое обучение. Весьма близка по философским позициям САНКХЬЕ.
Базовые тексты – Трактат "Йога-сутра" Патанджали (II в. н. э.). Позднее комментарии Вьясы (ок. IVв.), Вачаспати

Основные идеи:
(подобно санкхье) - дуализм Пракрити и Пуруши, 25 мировых принципов и т.д.

Центральная категория – читта (психическое или дух), принимающая форму всех потенциальных психических состояний. Главная суть читты остается неизменной, а отдельные проявления (конкретные психические состояния) являются их модификациями, деформациями. Известные (возбужденные) психические состояния называются клеша, в философии йоги дается их перечень и анализ.

Элементы всей системы психологически ориентированной тренировки: самообладание(яма), овладение дыханием при определенных положениях тела (асана), изоляция чувств от внешних влияний (Пратьяхара), концентрация мысли (дхарана),
медитация (дхьяна), состояние отторжения (самадхи).

Признавалось, в частности на более поздних фазах развития, существование абсолютного существа- Ишвары.


Школа ВАЙШЕШИКА

Считается, что вайшешика предшествовала буддизму и джайнизму и была, по-видимому, более древняя, чем система ньяя.
Базовые тексты - Трактат «Вайшешика-сутра» Канады (III в. до н. э.); «Падартха-дхарма-санграха» Прашастапады (к. IV века н. э.);

Основные идеи:
Материалистические принципы в самый ранний этап существования школы, атомистическая теория - основная характерная черта вайшешики:
АТОМ (АНУ) как устойчивый элемент в постоянных мировых изменениях, вечном и циклическом процессе возникновения и упадка. Атомы вечны, неуничтожимы, никем не созданы, шаровидны (паримандала), обладают 17 РАЗЛИЧНЫМИ КАЧЕСТВАМИ (гуна).

Из всегда временного соединения атомов возникают одушевленные и неодушевленные предметы, так же объясняются перерождения.

Во всех предметах содержатся категории («объекты, обозначенные словами»): общие (саманья) и частные (вишеша) (отсюда название школы), на основе которых можно предметы различать. Всего есть семь категорий реальности: класса—бытия - субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и класса-небытия (по позднейшим вайшешикам) - все отрицательные факты (абхава).

Все телесные и нетелесные вещи имеют общую сущность. Это девять субстанций (дравья), из которых они состоят: вода, огонь, земля, пространство, а также
душа (атман), состоящая из психических качеств.

Атман (Я или душа) нематериален, вечен, бесконечен, существует в двух формах: Ишвара или параматман (абсолютная, или высшая, душа), в своей сути совершенная и вездесущая, и индивидуальные души (атман), которые странствуют в бесконечном круговращении жизней.

Считали АТМАН чистой субстанцией, отличной от сознания как атрибута этой субстанции. По вопросу индивидуального Я не добивались установления его существования, а были более заинтересованы в рассмотрении вопроса, является ли индивидуальное Я объектом логического вывода или непосредственной интуиции.


Школа НЬЯЯ

Ньяя тесно связана со школой вайшешикой. Обе системы в определенном смысле дополняют друг друга - ньяя переняла метафизику вайшешики, и тексты
обеих школ не полемизируют друг с другом, но Ньяя – это система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики.

Основателем ньяи считается Акшапада Готама (или Гаутама), его деятельность относится к началу нашей эры, а впоследствии возник ряд школ Ньяя.

Базовые тексты - Трактат Готамы, комментарии к нему Пакшиласвамина Ватсьяяны, Пашупатачарьи Бхарадваджи, позже в навьяньяе (новой Ньяе)- Гангеши (ок. XIII в.), Джаядевы Пакшадхары, Рагхунатхи Широмани (оба XV-XVI вв.), Матхуранатхи Таравагиши (ок. 1600-1675).

Основные идеи:
Существуют шестнадцать категорий, исчерпывающих всю реальность и включающих все категории, принятые в других философских системах (состав категорий схож с системой вайшешиков).

АТМАН - чистая субстанция, отличная от сознания как атрибута этой субстанции.

Источники достоверного познания (прамана) - восприятие, заключение и заключение посредством аналогии; в некоторых школах также шабда (слово) - ссылка
на авторитет ведических текстов и др.; в материалистических школах - только восприятие.

Категории, связанные с логическим мышлением, - сообщение, объект познания, понятие силлогизма (умозаключения), необходимого для подтверждения - правильности заключения; принципы логического анализа, проблемы критерия истинности и др.


Школа МИМАНСА

Ввиду того что миманса первоначально была системой правил, помогающих пониманию Вед, то развивалась она с давних пор. Два направления, из них более ранним является учение Прабхакары, несколько позже работал Кумарила (приблизительно между VII и VIII вв.).

Базовые тексты - Трактат Джаймини (между II в. до н. э. и II в. н. э.).

Основные идеи:
Возврат к Ведам, последовательное выполнение того, чему учат Веды, - единственный путь освобождения из самсары. Тексты Вед - сверхчувственная универсальная субстанция, вечная и абсолютная. (Иногда полностью идентифицируемая с Брахмой).

С помощью теории познания достигается не только правильное понимание сути вещей, но и постижение фундаментальных метафизических понятий. Источники правильного знания (парамана) - чувственное восприятие (пратьякша), логическое заключение (анумана) или сравнение (упамана), а также слово (шабда), т.е. ссылка на авторитет Вед; очевидность (артхапати) или отсутствие (абхава), показывающее, что иногда не существует средств для того, чтобы понять подлинное содержание ведического слова и ведических ритуалов.

Пурва-миманса считали АТМАН чистой субстанцией, отличной от сознания как атрибута этой субстанции.


Школа ВЕДАНТА

Веданта буквально означает «конец Вед» и в своей основе веданта представляет систематическую обработку тезисов упанишад, ведических текстов, часто на мистической основе. Различия между направлениями Веданты определялись прежде всего подходом к проблеме отношения Атман — Брахман.

Базовые тексты - самый старый источник трактат Бадараяны (II в.), представляющий весьма сжатый текст, практически непонятный без комментариев, излагающий учение нескольких школ веданты. Позднее значительные комментарии Гаудапады, Шанкары (между VIII и IX вв.), Рамануджи (XIII в.), а также комментарии Мадхвы, Валлабхи и Нимбараки.

Основные идеи:
Отрицается, что мир может быть результатом взаимодействия материальных сил с единственной реальностью, из которой все выводится. Признается Брахма как абсолютная духовная сущность мира.

По Шанкаре, мир [чувственных] явлений вызван воздействием иллюзий (майя) с их тремя присущими качествами (гуна). Мир явлений - только кажимость, причина которой кроется в незнании (авидья) (представлении о мире как настоящем в пространстве и во времени и о Брахме, абсолютной неопределяемой
сущности мира, - как о персонифицированном наивысшем существе (Ишваре).

Выход из круговорота рождений - сансары заключается в знании, ведении (видья), т. е. В рассмотрении всего с точки зрения высшей истины (познании мира в его изменчивости как иллюзии и постижении того, что неизменной реальностью является Брахма, с которым идентифицируется индивидуальное Я (душа - атман).

Путь к достижению ведения - нравственность и медитации ( о скрытых смыслах Упанишад).

Учение включает культ богов, систему каст, индуистские ритуалы и т.д., в соединении с мистической теорией познания.

В интерпретации разных школ Веданты изложение тезисов Бадараяны различно, этим вызвана полемика. На учение Веданты во многом опирались и реформаторы индуизма, такие, как Вивекананда (1862- 1902) , Рамана Махараши (ум. в 1952) и многие другие.

Все направления Веданты рассматривали АТМАН как начало, тождественное чистому субстратному сознанию.

Двайта-веданта утверждала субстанциальную инаковость атмана и Абсолюта (Бога); согласно этой доктрине атман может лишь достичь частичного единения с Богом, но не полного отождествления или растворения в Боге.

Вишиштадвайта-веданта («ограниченно недвойственная веданта) утверждала, что Атман и Абсолют, выступавший в качестве личного Бога и Высшего Я (параматман), соотносятся как часть и целое.

Адвайта-веданта («недвойственная веданта») утверждала полную тождественность атмана и Брахмана (Абсолюта): «Брахман реален, мир ложен. атман не отличен от Брахмана, атман суть то же, что Брахман». Все же отличия атмана от Абсолюта, равно как и эмпирическое существование множественных индивидуальных «я» объяснялись иллюзией (майя), коренящейся в некоем трансцендентальном неведении (авидья).


Неортодоксальная религия ДЖАЙНИЗМ

Возник в VI в. до н. э., наряду с буддизмом. Его основателем был странствующий проповедник Вардхамана, которого позже стали называть Махавира ("великий герой") и Джина ("победитель"), отсюда название учения.

Базовые тексты - Джайна-сутры

Основные идеи:
(Отрицание ритуализма - прежде всего практики жертвоприношений, абстрактного характера учения брахманизма, авторитета Вед. Также открытость кастовой системы, при ее сохранении, - в свои общины джайны допустили представителй всех каст).

АТМАН понимается как индивидуальная вечная субстанциальная душа (джива).

Три драгоценности джайнизма.

Первая драгоценность джайнизма - "правильное воззрение" , т.е. рассмотрение мира через призму семи (реже девяти) КАТЕГОРИЙ (ТАТТВ): джива (живого), аджива(неживого), (дхарма, адхарма), асрава, бандха, самвара, нирджара и мокша.

В мире присутствуют два начала - дживы (живого), обладающего вечной душой и сознанием, и адживы (неживого), или бессознательной материи. Все разнообразие вещей существует вне и независимо от к.-л. сознания и может быть включено в состав одной из пяти (шести) субстанций (дравья). Джива рассматривается как одна субстанция, хотя отдельных душ-джив много; остальные субстанции составляют адживу. Джива — духовное, живое, непротяженное вечное существо. Множество джив наполняет весь мир. Джива и аджива находятся в непрерывном взаимодействии, порождающем все явления жизни. Развивающийся джива находится в опред. отношениях с веществом и пространством и имеет сложную структуру. При этом джива облекается в оболочку материальных частиц, называемых карма, которая образуют ее тело. Это тело, сковывая душу, повергает дживу в страдание и заставляет ее бесконечно перерождаться в различных материальных оболочках - т. е. удерживает в состоянии "несовершенного" бытия в рамках трех категорий: низшей категории неподвижных джив (стхавара), имеющих лишь осязание (растения, воздух, вода, огонь и земля), подвижных джив (траса), обладающие четырьмя чувствами - осязания, вкуса, обаняния и зрения (различные виды насекомых) и категории джив, обладающих пятью чувствами, перечисленных выше и слуха (птицы, животные, люди и боги).

Аджива (неживое): пудгала - материя, (состоящая из атомов - ану; параману и атомарных соединений -скандха. Атом вечен, не имеет ни начала, ни конца, ни середины, ему присущи прямолинейное движение, а также цвет, вкус, запах, осязаемость) дхарма – (средство или среда, обусловливающие возможность движения или действия), адхарма – (средство или среда, вызывающие недвижимость), акаша – пространство (непрерывно и бесконечно, но условно разделяется на воображаемые единицы — прадеши. Прадеша — объем пространства, вмещающий только один атом вещества, однако в особых условиях "необычайного сжатия" одна прадеша способна вместить атомы всего мира), и кала – время (основа существования, т. е. возникновения, пребывания и прехождения всех проявлений всех субстанций; время подразделяется на истинное (нишчая) и условное (вьявахара), истинное время — сила, меняющая мир; условное время вводится только для исчисления истинного. Начало и конец могут быть приписаны только условному времени, истинное время вечно. Время неравномерно движется в пространстве: в центральной части мира оно медленно пульсирует, вследствие чего плавно чередуются периоды прогресса (утсарпини) и регресса (авасарпини),о периодич. разрушении и возникновении мира не говорится). Во взаимоотношениях живого и неживого проходятся этапы — асрава ("притекание" к дживе особого рода адживы — "кармического вещества", или просто "карм"), связь (бандха) с кармическим телом.

Для достижения мокши каждый джайн должен целиком осознать эти семь так называемых таттв (сущностей и состояний): 1) живое (дух); 2) неживое (материя); 3) проникновение материи в душу; 4) связывание души материей; 5) преодоления душой проникновения материи, это самвара — защита от притекания карм; 6) нирджара, разрушение накопленного "кармического вещества" внешним и внутренним подвижничеством (тапас) освобождение от влияния материи; 7) мокша, полная свобода дживы от "кармического вещества".

Полное освобождение души от материальных уз (мокша) - состояние, когда останавливается поток перерождений и страданий и душа обретает способность управлять собственным бытием, приобретая четыре новых качества: безграничную веру, безграничное знание, безграничную силу и безграничное счастье. Душа достигает совершенства только после полного преодоления связующей силы плоти - практическим путем считается аскетизм крайней суровости (так школа «дигамбаров» - "Одетых в воздух" практикует полный отказ от одежды и т.д.) и неуклонное соблюдение ахимсы - отказа не только от убийства, но даже от причинения малейшего вреда любому живому существу. Освобождения могут достичь только дживы, воплощенные в облике человека. Дживы, достигшие полного освобождения, зовутся Тиртханкары ("перевозчики через поток страстей"), они живут бесчисленное количество лет, способны на подвижничество и чудеса и периодически являются в этот мир, чтобы указать людям путь к спасению. Основатель джайнизма Вардхамана считается последним, 24-м тиртханкарой, явившимся в данную эру.

Вторая драгоценность джайнизма — "правильное познание" предполагает необходимые средства познания (прамана) и методы (ная). Средств познания выделяется пять: мати (чувственно-логическое), шрута (основанное на авторитете учителя), ясновидение, телепатия и, наконец, кевала — абсолютное знание.

Третья драгоценность джайнизма — "правильное поведение" определяется как самоконтроль, совершенство в к-ром достигается в ходе постоянной духовной практики лишь на 10-й из 14 ступеней совершенствования (гунастхана) дживы.


вернуться назад
Copyright © 1994-2018 Буддийский центр Арьядэвы. Все права защищены. Член ФПМТ (СПБ). При цитировании cсылка на сайт обязательна.

Индекс цитирования на Яндексе + Кто ссылается на сайт