Арьядева

Буддийский центр Арьядевы

Фонд поддержания Махаянской традиции (ФПМТ)

Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо и Лама Сопа Ринпоче
Архив новостей Регистрация Наши учителя Буддийские ссылки Помощь нам Контакты

ВАДЖРА – танцы и песнопения тибетских монахов


28 сентября в 20.00 в Центре современного искусства им. Сергея Курехина ВАДЖРА – танцы и песнопения тибетских монахов традиции Дрикунг Кагью из монастыря Пхиянг(Ладакх, Индия).

Адрес Центра: Санкт-Петербург, В.О. Средний проспект 93

 

Происхождение тибетской буддийской школы Кагью

Основателем Буддийской школы Кагью считается великий гуру Тилопа, живший примерно в 988-1069 годах. Он обрел обширнейшие знания от гуру со всей Индии. Одним из его учителей был самый известный индийский философ Нагарджуна. Существует 4 основные и 8 второстепенных линий школы Кагью. Самая крупная Карма Кагью, но в этом контексте нам важнее Дрикунг Кагью.

 Ритуальные песнопения

Тибетские священные тексты декламируются в пении, речитативах, а иногда вообще без голоса. Существует по крайней мере четыре вокальных стиля, используемых в тибетских буддийских монастырях. Основное отличие между ними в способе звукоизвлечения. Они могут звучать как обычным голосом, которым мы пользуемся при общении, так и низким голосом. Порой даже трудно поверить, что человек может выдавать такие низкие частоты. Обертонное горловое пение наиболее сложно в техническом плане. Одновременно можно услышать два, а то и три разных звука: один основной и два дополнительных. Буддийские монахи не одиноки в этой практике похожее пение практикуется и другими народами, в частности, тувинцами и якутами. Такое напряженное пение позволяет воспроизводить, как правило, от трех до пяти нот. Со временем тибетцы смогли увеличить диапазон пения до 7 нот.

Среди прочих ритуальных текстов звучат мантры магические формулы, повторяемые бесчисленное количество раз, позволяющие исполнителю достичь более высокого состояния ума и души, если не полного просветления. Во время пения мантры важно не просто произносить текст, в этом случае толку не будет. Необходимо достичь той степени медитации, при которой поющий отключается от внешнего мира, когда каждый звук слышится как часть мантры, а в каждом предмете видится свечение божества. Ну, а на следующем уровне вербальные символы уже идентифицируются с самим божеством.  В тибетской буддийской практике мантры исполняются ежедневно, зачастую по несколько часов подряд.

 Музыкальные инструменты

Дунчен самый крупный духовой инструмент, используемый в тибетской буддийской ритуальной музыке. Обычно длиной 2 или 3 метра, они могут достигать 4.5 метров! Телескопическая труба изготавливается из меди или латуни, некоторые инкрустируются и украшаются. Инструмент устанавливают на деревянной подставке, и он готов к работе. Дунчен встречается в Гималаях и других горных районах и обладает чрезвычайно низким звуком. Когда раструб направлен в горы, происходит поразительный эффект эха. Несомненно, низкий звук дунчена влияет на физиологическое и психологическое состояние человека. Считается, что этот инфразвук производит поистине космический эффект, соединяя Небо и Землю, Свет и Темноту. Для достижения продолжительного звучания, часто используется два инструмента. Дунчен часто можно услышать в монастырях на рассвете и на закате, перед ритуалами и другими важными событиями, а также при прибытии важных лам.

Кандун этот древний духовой инструмент считался символом чистоты и, по преданию, изготавливался из берцовой кости молодой девушки, умершей девственницей. Ныне он изготавливается из стали. Обычно во время ритуалов звучат два кандуна.

Дункар ритуальный духовой инструмент, изготовленный из раковины. Он был распространен в Индии в ведические времена и считался священным объектом. В индийской мифологии известен как оружие Вишну. Использовался для исполнения ритуальных, народных и даже военных песен. Он обладает глубоким вибрирующим звуком, который сам по себе считается хорошим знаком и, как правило, используется для обозначения начала молитвы или мирного свойства ритуала.

Гьялин близкий родственник гобоя, имеет 7 отверстий в верхней части и одно в нижней. Для игры на гьялине используется так называемая циркулярно-респираторная техника, позволяющая издавать продолжительные звуки без паузы для набора воздуха. Он сложен для исполнения и требует больших навыков, поэтому на нем играют только признанные мастера.

Дрилбу индийский инструмент и объект культа. Он представляет собой бронзовый, медный или серебряный колокольчик. Во время исполнения его всегда держат в левой руке. Звон дрилбу означает абсолютную трансцендентальную мудрость.

Дамару небольшой ручной барабан, используемый во многих районах Азии. По легенде, он состоит из частей двух человеческих черепов. Считается, что бывшие обладатели этих черепов разговаривают с нами посредством этого барабана.  Индусы считают, что Шива создал вселенную при помощи дамару. Дамару, используемые в ламаистских ритуалах, немного отличаются от обычных. К барабану присоединяют два кожаных мешочка с лобковыми волосами мужчины и женщины, тем самым символизируя единство мужского и женского начал.

Нга большой ритуальный барабан с двумя мембранами. В диаметре он всего лишь 20 сантиметров, однако обладает низким протяжным звуком. Барабан украшен буддийскими символами. Ударяют в барабан специальной изогнутой палочкой в виде вопросительного знака.

Силньен и ролмо цимбалы. Используются либо для акцентирования в оркестровке, либо для создания низкого монотонного звука для сопровождения молитвы. Во время игры их, в отличие от европейской практики, держат горизонтально.

Танцы и музыка Ваджра Дрикунпы

История танцев Дрикунг Кагью восходит к 13-му веку во времена правления 10-го Дрикуна, обладателя трона  Ньер Гьедпа Дорже Гялпо. Последователи добавляли свои танцы, и традиция распространилась по всему Тибету. В 15-м веке в Ладакхе был основан монастырь Фиянг. Позже, в 16-м веке танцы получили свое дальнейшее развитие.  В настоящее время эти традиционные танцы и музыка исполняются в монастыре Фиянг и являются аутентичными, без какого бы то ни было влияния Запада или иных современных веяний.




вернуться назад
Copyright © 1994-2018 Буддийский центр Арьядэвы. Все права защищены. Член ФПМТ (СПБ). При цитировании cсылка на сайт обязательна.

Индекс цитирования на Яндексе + Кто ссылается на сайт